В базисном периоде реализовано товаров на 180 млн. руб. и оказано услуг населению на 18,75 млн. руб.;
в отчётном периоде – соответственно на 225 млн. руб. и 40,0 млн. руб.
Цены на товары в отчётном периоде по сравнению с базисным увеличились в 2 раза, на услуги – в 2,8 раза.
1) индекс физического объёма потребления товаров и услуг;
2) общий индекс цен на товары и услуги;
3) индекс покупательной способности рубля.
Сделайте краткие выводы.
1) Представим исходные данные в табличной форме:
Наименование | Реализовано, млн. руб. (pq) | ip | |
---|---|---|---|
Базисный период | Отчётный период | ||
Товары | 180 | 225 | 2 |
Услуги | 18,75 | 40 | 2,8 |
Итого | 198,75 | 265 | - |
Индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле:
где
p1 – цена отчётного периода,
p0 – цена базисного периода,
Индекс физического объёма потребления товаров и услуг рассчитывается по формуле:
Преобразуем её с учётом, что
То есть объём потребления товаров и услуг в отчётном периоде по сравнению с базисным снизился на 36,21%.
2) общий индекс цен на товары и услуги рассчитывается по формуле Пааше:
следовательно, цены на на товары и услуги выросли на 109%.
или по формуле Ласпейреса:
значит цены на на товары и услуги выросли на 107,5%.
3) Индекс покупательной способности рубля равен обратному значению индекса потребительских цен, рассчитанного по формуле Ласпейреса:
Покупательная способность рубля снизилась на 51,8%.