Аэропорт — это в последнюю очередь стойка регистрации, будки пограничников и duty-free. А в первую — это мечта и радостное возбуждение, знакомые каждому. Предвкушение дороги, новых стран, встреч и впечатлений. Тем интереснее аэропорты, которые могут похвастаться определением «самый-самый» по тем или иным показателям. Самые выдающиеся аэропорты мира — в галерее Forbes.
Ежегодно консалтинговая компания Skytrax, специализирующаяся на изучении качества услуг, предоставляемых авиакомпаниями и аэропортами, составляет рейтинг лучших воздушных гаваней мира. В 2013 году лучшим аэропортом планеты был признан сингапурский Чанги. На верхней строчке рейтинга Skytrax он расположился не впервые: четыре раза Чанги становился лучшим и ни разу не покидал тройку лидеров за 14 лет.
Сингапурский аэропорт балует путешественников разнообразием предоставляемых услуг. В Чанги можно послушать живую музыку, погулять по саду бабочек, посмотреть кино на большом экране, поплавать в бассейне на крыше, посетить спа-салон и даже отправиться на бесплатную экскурсию по Сингапуру, если время ожидания стыковочного рейса превышает пять часов.
И все это не говоря о привычных кафе и магазинах беспошлинной торговли, которые тут представлены в изобилии. Сделать selfie и сразу выложить снимок в соцсети тоже не станет проблемой: в терминалах работают более 550 точек доступа к интернету и бесплатный Wi-Fi.
Гибралтар — крошечная заморская территория Великобритании, представляющая собой скалу-полуостров и песчаный перешеек. Количество рейсов в единственном местном аэропорту Норс-Фронт невелико, поэтому взлетно-посадочную полосу воздушная гавань делит с шоссе. Вернее, она его пересекает. Такого нет больше нигде в мире.
Уинстон Черчилль авеню — оживленная трасса, проходящая через центр города и ведущая к сухопутной границе с Испанией. Движение на ней перекрывается во время посадки и взлета лайнеров, которых воздушная гавань обслуживает около 30 в неделю. Рейсы из международного аэропорта Гибралтара отправляются и прибывают лишь из Великобритании и Испании.
Кроме того что взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта пересекает дорогу общего пользования, она на несколько сотен метров уходит насыпью в море. Несмотря на все это, ни одного происшествия здесь зафиксировано не было.
Когда составляются рейтинги самых опасных аэропортов мира, шотландский Барра, расположенный в бухте Трай Мор (Гебридские о-ва), традиционно входит в десятку. Дело в том, что взлетно-посадочные полосы воздушной гавани располагаются прямо на песке морского залива, а самолеты здесь садятся только «по ветру».
Расписание рейсов, которых насчитывается около полутора тысяч в год, составляется в Барре по времени приливов и отливов. Вернее, во время прилива воздушная гавань и вовсе прекращает свою работу, так как взлетно-посадочная полоса полностью скрывается под водами Северного моря. Кроме этого, прием и отправка самолетов не производятся ночью. Исключение может быть сделано лишь для экстренных случаев.
Когда рейсов нет, аэропорт превращается в пляж, по которому может прогуляться любой желающий. А сотрудники воздушной гавани тем временем занимаются очисткой взлетно-посадочной полосы от тюленей и прочей живности, которая может выбраться на берег.
Рембрандт и Вермеер в аэропорту? Не верите, а зря. 22 декабря 2002 года Виллем-Александр, тогда принц, а сегодня уже король Нидерландов, открывал отделение художественного музея Рийксмузеум. Причем делал он это не где-то, а в аэропорту Схипхол. Филиал Национальной галереи Нидерландов стал первой в мире художественной галереей, расположенной в воздушной гавани. Постоянная экспозиция схипхольского музея состоит из 10 шедевров голландского «Золотого века», посмотреть на которые ежегодно приходит 150 000–200 000 человек, причем они ничего за это не платят. Но одного музея для аэропорта мало. Здесь также работает музей авиации, интерактивная выставка научного центра NEMO и первая в мире постоянная библиотека в аэропорту, в которой более 1200 книг на 29 языках. Если наскучит высокое, можно обратиться к вечному. Например, сыграть свадьбу прямо в аэропорту. Не зря же в Схипхоле находится брачное бюро.
Ни года без призового места. Южнокорейский Инчхон, открывшийся в 2001 году, регулярно попадает в рейтинги лучших аэропортов мира. Сеульскую воздушную гавань можно смело назвать одной из самых современных на планете. Аэропорт постоянно совершенствуется. С момента открытия темпы развития Инчхона не опускались ниже 6% в год. Он максимально компьютеризирован, и даже паспортный контроль пассажиры могут пройти при помощи специального терминала. А через несколько лет Инчхон поборется и за звание самого экологичного аэропорта мира. К зимним Олимпийским играм 2018 года в Пхёнчхане будет возведен «зеленый» энергосберегающий терминал. По проекту он должен стать мини-городом, построенным из экологичных материалов, таких как гранит и древесина, и освещаемым естественным способом при помощи фотоэлементов, встроенных в оболочку здания для преобразования солнечной энергии. Плюс многочисленные зеленые зоны с водопадами, прудами и садами.
После смерти, когда придет пора отправляться в рай или ад, туда можно будет попасть только с пересадкой в Атланте. Такая шутка бытует среди американцев об аэропорте Хартсфилд-Джексон. Причем пальму первенства воздушная гавань не уступает никому с 1998 года. Хартсфилд-Джексон лидирует сразу по двум показателям. Так, в 2012 году количество перевезенных пассажиров составило здесь более 9,5 млн человек, а количество взлетов и посадок превысило 950 000. Но останавливаться на этом власти воздушной гавани не собираются. В 1999 году был принят план развития аэропорта, получивший название «Фокус на будущем». По этому плану в 2015 году число обслуженных пассажиров должно составить 12 млн. Из Хартсфилд-Джексона рейсы отправляются по сотням направлений, правда, довольно часто улетают они с большими задержками. Самолеты здесь по нескольку часов могут стоять в очереди на вылет. И чтобы сделать ожидание пассажиров максимально комфортным, в июле 2013 года в Хартсфилд-Джексоне заработал первый общедоступный VIP-зал с входными билетами стоимостью $35.
Быстрее, выше, сильнее. Этот олимпийский девиз вполне применим к властям эмирата Дубай, которые любят поразить воображение гостей самыми высокими в мире небоскребами, поющими фонтанами и огромными океанариумами. Неудивительно, что и самый большой Duty Free на планете — как по площади, так и по размерам прибыли — находится в аэропорту Дубая. Его площадь составляет 9000 кв. м, и, заблудившись в этом раю для покупателей, на рейс опоздал уже не один десяток путешественников. В дубайском Duty Free можно найти почти все, начиная от флакона духов и заканчивая машиной. А еще эту самую машину можно выиграть. В Dubai Duty Free регулярно проводятся всевозможные лотереи, в том числе и Millennium Millionaire, призовой фонд которой составляет 1 млн дирхамов. Еще 25 лет назад торговля в дубайском аэропорту не велась вовсе, а сейчас, по оценкам специалистов компании Generation Research, ежегодная выручка Duty Free превышает $1,5 млрд. А в планах на 2014 год — довести эту цифру до $1,8 млрд.
Шесть лет и $20 млрд, а все вместе — один из самых дорогих аэропортов мира Чхеклапкок. Проект строительства гонконгской воздушной гавани был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый затратный из когда-либо существовавших. А на конференции ConExpo в 1999 году возведение Чхеклапкока было признано одним из десяти главных достижений в строительстве XX века. Для строительства гонконгской воздушной гавани был специально насыпан искусственный остров, который связал воедино два небольших островка. Именно на выравнивание острова и пошла большая часть затраченных на строительство аэропорта средств. А помимо них понадобилось 44 000 т взрывчатки, а также сотни тонн песка, который приходилось доставать с морского дна. Чхеклапкок был открыт 6 июля 1998 года и поразил своими размерами. Но инженерам удалось спроектировать аэропорт таким образом, что занять места в самолете пассажиры могут уже через 30 минут после регистрации.
Выше только горные пики и звездное небо. Так можно сказать про открывшийся совсем недавно, но уже заслуживший титул самой высокогорной воздушной гавани мира аэропорт Даоченг Ядин. Внешне его терминал напоминает космический корабль, приземлившийся в горах на высоте 4411 м над уровнем моря, а это уже половина нормальной высоты полета. Для сравнения: самая высокая точка Британии — пик Бен-Невис — возвышается всего на 1344 м, а высота Монблана, самой высокой горы Западной Европы, 4810 м. Строительство аэропорта Даоченг Ядин продолжалось два года и обошлось в $255 млн. Власти китайской провинции Сычуань надеются, что пассажиропоток воздушной гавани составит как минимум полмиллиона человек в год. Ожидания в первую очередь связаны с туристами, приезжающими посмотреть на пик Шангри-Ла, расположенный в 120 км от аэропорта. Самой высокогорной воздушной гаванью мира Даоченг Ядин суждено пробыть примерно год. А после этого титул перейдет к уже строящемуся в этой же провинции аэропорту Nagqu.
Трехкилометровый дракон, расположенный в соответствии с принципами фэншуй, встречает путешественников, прибывающих в Пекин. Это здание третьего терминала Пекинского международного аэропорта, открытого к Олимпийским играм 2008 года. Здание спроектировал англичанин Норман Фостер, автор обновленного здания рейхстага в Берлине, небоскреба-огурца в Лондоне, Центра изобразительных искусств в Норвиче и др. Еще до окончания строительства футуристического терминала, которое продолжалось четыре года, его стали называть «новыми воротами Китая». «Пекинский дракон» Фостера получился огромным, но инженерам удалось справиться с задачей создания оптимальной внутренней инфраструктуры. Внутри аэропорта функционирует автоматическая железная дорога, которая в считаные минуты позволяет перемещаться из одного конца терминала в другой.