Все мы нежно любим фантастические фильмы прошлого века, которые рассказывали о том, какова будет жизнь в будущем. Например, такие вещи, как цифровые бинокли или голографическая реклама, технологии умного дома или планшеты… сбылось или нет? Сегодня и узнаем об этом.
Известно, что именно фантасты предсказали развитие многих современных технологий. Телевизор и мобильный телефон, самолеты и автомобили – все это было описано задолго до их реального появления, хотя, конечно, не в том реальном виде, в котором они есть сейчас.
Начнем мы наше повествование с весьма популярного в фантастике способа донесения информация – голографического. Точнее, рекламы, поскольку голографические трехмерные объекты в домашнем применении имели куда меньшую популярность в фильмах.
Вспомним трехмерную голографическую рекламу из второй части трилогии «Назад в будущее» (Back to the Future). Помните, когда на Марти выпрыгнула движущаяся трехмерная голограмма акулы из «Челюстей-19» и, злобно улыбаясь, пощелкала челюстями? До такого развитие современных технологий пока не дошло, с одной стороны.
С другой – все возможно сделать уже и в ближайшее время, потому что технологии сегодня дают возможность демонстрировать трехмерную голографическую рекламу, которую вы наверняка видели, если бывали на каких-нибудь техно-выставках: обычно с помощью голографии демонстрируются логотипы соответствующих производственных компаний, трехмерные объекты и прочее. Но до выпрыгивания акул из проектора дело так и не дошло: то ли спроса нет, то ли предложениям не до этого пока.
Сегодня 3D-голографию вполне можно использовать для рекламы, но в ограниченном пространстве
Возможно, всех устраивает и тот формат, который есть сейчас, а возможно, такой формат переместится в различные «7D-кинотеатры», где на вас не только будут ненатурально брызгать водой и щекотать кисточками, но и небольшие акулы повыскакивают из экранов. Когда такие кинотеатры избавятся, наконец, от неудобных очков и начнут предлагать действительно реалистичные аттракционы без псевдо-эффекта присутствия.
Двумерный голографический новостной экран новостей тоже засветился во второй части трилогии. С ним сегодня обстоит примерно та же ситуация, что и с трехмерной рекламой фильма “Jaw-19”, упомянутого выше: то есть вы можете увидеть работающие прототипы на выставках электроники, но в массовое производство такие штуки пойдут очень нескоро, если вообще пойдут.
Голографические экраны вполне в ходу уже сегодня – в основном на выставках
Вполне возможно, их вытеснит что-то более удобное, наглядное и дешевое.
Частным случаем можно назвать трехмерную голографию с эффектом присутствия, осязания и прочих органов чувств человека. Это наглядно показано в фильме «Шестой день», где напарник Арнольда Шварценеггера не заводил отношения с реальной девушкой, мотивируя это голографической дамой сердца, которую он «задизайнил» самостоятельно и которая делала ему всё во всех смыслах, причем с эффектами присутствия и осязания. Подобные технологии пока существуют в виде невнятных прототипов в глубинах лабораторий, но в широком доступе они не появятся в обозримом будущем (по крайней мере, нам об этом неизвестно).
А вот серебристые очки Дока Брауна из той же второй части «Back to the Future», больше похожие на кусок покрашенного стекла или пластика, вызывают однозначную ассоциацию сегодня с Google Glass.
Напомним, что Google Glass – это натуральные «нулевые» очки (которые скоро можно будет сделать и с диоптриями) с миниатюрным экраном и камерой. Общение с ними происходит посредством голосовых команд, и GG являются по большей части гарнитурой, работающей в паре со смартфоном.
Google Glass не очень похожи на очки Эммета Брауна в фильме
У Дока Брауна, вероятно, смартфона в кармане не было, и его странные непрозрачные очки были, по всей видимости, и тем и другим, и еще чем-нибудь. Напомним, что окончательный вариант концепции Google Glass в конечном счёте должен реализовывать одновременно три функции: дополненную реальность, мобильную связь с интернетом и видеодневник. По крайней мере, именно так утверждает Википедия.
Не очень изящно, зато защищают от Google Glass
Впрочем, технологии сегодня пошли даже дальше, чем могли себе представить Земекис и его команда. Например, в Японии были разработаны очки, которые работают в качестве «защитного щита» от Google Glass и чего-то подобного: они оборудованы светодиодами инфракрасного излучения и защищают лица тех, кто их носит, от распознавания на фотографиях и видеороликах с помощью засветки.
Гаджетом можно назвать и небольшой цифровой бинокль, размером с Galaxy Note 3, которым пользовался Док Браун во второй части трилогии. Бинокль плоский, складной из двух частей и позволяет с помощью «современных технологий» следить за движущимися объектами, определять расстояние до них и некие координаты по шкале XYZ. Посчитаем это предтечей гражданского использования GPS и подобных систем навигации.
Формально подобным гаджетом можно назвать почти любой смартфон или фотоаппарат. Поскольку классические бинокли такого форм-фактора пока еще не придумали (хотя и с всякими интегрированными цифровыми технологиями уже есть и вовсю продаются), и вообще вряд ли придумают – сегодня больший спрос на комбинированные гаджеты, которые одновременно и телефоны, и фотоаппараты, и телевизоры, и еще бог знает что.
Интерфейс смартфона LG – современный вариант бинокля Дока
Но разрабатывать конкретно бинокль такого формата никому, в общем-то, неинтересно, поскольку предназначение у него явно бытовое, а бинокль в быту вы вряд ли используете каждый день.
Если резюмировать, то плоский цифровой бинокль Земекиса сегодня – это смартфон или цифровой фотоаппарат-«мыльница». Так что можно сказать, что предсказание сбылось, но немного иначе.
И вот так сегодня выглядит «бинокль» Дока: простая цифромыльница
Под кожу тыльной стороны ладони у людей вымышленного города Сан-Анджелеса в «Разрушителе» (и многих других НФ-фильмах, естественно, например, в том же «Шестом дне») были вшиты специальные чипы для идентификации личности. Сегодня имплантация RFID-чипов довольно распространена среды энтузиастов, а первая подобная операция была проведена незадолго вскоре после выхода фильма в 1998 году. Такие чипы сегодня используются для имплантации больше для наблюдения за состоянием здоровья человека, чем за контролем его передвижений и мыслей. Хотя есть и такое: к примеру, еще в 2006 году одна корпорация имплантировала подобные чипы своим сотрудникам для разграничения доступа для них.
Недавно имплантированный RFID-чип
Одна из любимейших тем фантастов второй половины XX века – «умный дом». Писатели, сценаристы и режиссеры пускали свою фантазию в оборот на всю катушку, придумывая, что должно быть в полностью автоматизированном доме будущего. У Беляева во «Властелине мира», например, один банкир оснастил свой футуристический сарай всевозможными лифтами.
Упомянем сегодня еще раз фильм «Разрушитель» (Demolition Man): дальше он будет использован и в другом аспекте. Вообще, этот фильм очень богат на предсказания будущего, причем сбывающиеся и сбывшиеся. «Умный дом» в «Разрушителе» представлен довольно бедно. Видеотелефон, автоматические двери и технологии, распознающие человека по радужной оболочке глаза – вот самые основные аспекты.
Сегодня и для доступа в родной дом можно заказать сканер сетчатки глаза
Но гораздо интереснее и богаче «умный дом» показан в том же «Назад в будущее 2». Использовано очень много элементов того, что мы наблюдаем и по сей день.
Домашний дактилоскопический датчик в фантастическом 2015 году…
Например, в дом входят теперь, не открывая дверь ключами, а прикладывая к сенсору в стене свой большой палец.
…и в реальном, сегодня
Собственно, ничего удивительного мы в этом не видим: такие вещи используются и сейчас, и давно, и очень широко.
Потом – окно, чтобы смотреть на улицу, уже не используется.
На него натянут экран, а проектор выдает динамическую картинку более приятного пейзажа, чем мрачный район Hilldale: море, солнце, песочек и вообще. Подобная штука использовалась и в фильме «Вспомнить все» (Total Recall) 1990 года, но там окно было во всю стену и многофункциональным: в него был встроен еще и телевизор. Подобную вещь не составит труда сделать сегодня (просто натянуть экран для проектора на окно и включить последний), но это оказалось невостребованным.
Только для деловых целей и то – на выставках
В Back to the Future 2 телевизор сделали классических форм, большим, с функцией «картинка в картинке» и возможностью просмотра множества каналов одновременно.
И это тоже сбылось: современные телевизоры и ресиверы дают такую возможность. Правда, все-таки больше для выбора одного канала: сын Марти МакФлая смотрел все каналы одновременно, до чего люди пока не доросли.
В даже не самом современном телевизоре можно делать то же самое
А еще в «умном доме» МакФлаев 2015 года было очень много факсов. Маленьких и автономных, больших и в одном корпусе с телефоном – их было много, и наличие именно большого количества факсов в доме осталось загадкой.
Вероятно, как мы предполагаем, в будущем такой чисто рабочий инструмент как факс предполагался к использованию в качестве замены электронной почты сегодня, будущее которой в середине 1980-х предвиделось слабо.
Простой факс сегодня не сильно отличается от своего собрата из параллельного 2015 года
Но Земекис просчитался. Факс сегодня даже в качестве рабочего инструмента используется больше чисто формально (и то в составе МФУ), а в домашнем обиходе от него и вовсе толку никакого.
Можно припомнить и про еще один аналог Google Glass на глазах Марти МакФлая-младшего за столом: по всей видимости, это была часть домашней интегрированной системы, поскольку на подобные очки виртуальной или дополненной реальности (в фильме эта тема была не раскрыта до конца) поступал телефонный звонок, как и на все другие аппараты в доме, в том числе телефоны-факсы и телевизоры. Которых, кстати, было довольно много. С полностью голосовым управлением.
Ну и, конечно, включение света с помощью голосовой команды. Впрочем, чисто эстетически красивей эта технология исполнена в фильме «Разрушитель» в исполнении Уэсли Снайпса, когда он произносил фразу «Illuminate!» вместо стандартного «Light!».
Мечтой футурологов, завершая рассказ об «умном доме», можно назвать и гидратор пиццы (с голосовым управлением, разумеется). Которого не существует в природе.
Засовываешь в него крошечный кружочек как бы пиццы и достаешь большую и дымящуюся.
Тут можно вспомнить и советского автора Кира Булычева, чей Аркадий Сапожков (коллега Алисы Селезневой из будущего) мечтал вырастить маленькие кубические арбузы, которые с помощью воды превращались бы в большие и вкусные. Квадратные арбузы японцы уже выращивать научились, а вот с гидрированием дело застопорилось.
Видеоразговоры, если продолжить про «Назад в будущее 2», вели по телевизорам, в чем мы усматриваем предтечу современному Skype и аналогичным видеомессенджерам.
Впрочем, собеседником на экране фантастов от мира литературы или кинематографа было не удивить: видеотелефоны использовались во многих фильмах. И такая возможность есть сегодня в подавляющем большинстве смартфонов, правда, пользуются ею очень редко из-за дороговизны услуг связи. А вот скайпом и подобными вещами – пожалуйста. Даже в том же Demolition Man видеообщение было по огромным видеотелефонам размерам с большую книгу, несмотря на то, что фильм этот – 1995 года.
А вот такие размеры у мобильных аппаратов с видеосвязью сегодня
Поэтому можно заключить, что данная технология даже опередила прогнозы, став действительно очень популярной. Да и не только для разговоров: те же видеокамеры на улицах, которые использовались во многих фильмах, особенно про тоталитарные общества, сегодня являются обыденной реальностью.
Миниатюризация как таковая (и вообще возможность мгновенного изменения размеров как живых существ, так и предметов) была одной из излюбленной темой фантастов всех времен. Сегодня мы вспомним фильм «Внутреннее пространство» (Inner Space), в котором человека уменьшили до микроскопических размеров, чтобы поместить в лабораторного кролика. Поведение персонажа можно сравнить с медицинским нанороботом, которых разрабатывают уже долгие годы для лечения всевозможных заболеваний от рака до СПИДа, и весьма успешно.
Сегодня наночастицы применяются в медицине как для диагностики, так и для лечения серьезных заболеваний (Википедия уверяет, что все находится в стадии «вот-вот уже будут тестировать на людях»). Конечно, формы высокоинтеллектуальных разумных существ они еще не достигли (в этом фильм просчитался), да и роботов тоже нет пока (не доросли), но в ближайшие годы может мы до этого и дойдем.
Поскольку основные компоненты нанороботов уже вроде бы созданы, есть даже некоторые примитивные инструменты вроде счетчиков молекул в химических образцах, а недавно были показаны наноустройства для использования их в регулировке химических процессор в автомобилях. Наиболее сложным нанороботом на сегодня является таковой на основе ДНК, способный перемещаться в пространстве. Однако – все пока что в стадии тестирования.
Нанороботы сегодня: схематическое изображение
Второе, менее популярное в жизни (но не в научной фантастике) средство применения нанороботов – военное, как средство для шпионажа или в качестве оружия. Оно было показано в массе фильмов, где, например, инопланетяне берут под контроль человеческие тела («День, когда Земля остановилась»), не говоря уже про литературные произведения; и поскольку все это обычно жутко засекречено, то доступа к развитию технологий нанороботов в сфере милитари мы пока не имеем. Даже в Сколково.
В том же «Разрушителе» полицейские крупным планом показали нам карманные компьютеры (КПК) или планшеты, которые подсказывали им голосовыми и визуальными командами дальнейшие планы действий по захвату преступника. Собственно, такие устройства уже серьезно использовались и до, и после выхода фильма на экраны, но не для означенных целей. Сегодня трудно представить себе полицейского, который будет советоваться со смартфоном в реальном времени на тему «Как поймать маньяка».
В связи с этим прокомментируем, что реальность опять-таки переросла свои прогнозы. КПК с сенсорным экраном (и в фильме тот факт, сенсорное ли это было устройство, оставили за кадром, равно как и тип экрана – емкостной или резистивный) уже практически отошли в небытие, уступив место смартфонам и планшетам, а голосовой интерфейс только-только начал развиваться до степени полноценного общения пользователя с машиной без тактильного подтверждения своих действий. Да и то преимущественно на английском языке, что формально суживает сферу его применения.
Мозг как средство передачи и хранения информации: вот тема, которая была весьма популярна в научно-фантастических фильмах ХХ века. «Газонокосильщик», «Джонни-Мнемоник», «Шестой день» – лишь малая толика подобных фильмов.
Фактически этой теме сбыться не суждено даже в очень отдаленном будущем. Потому что те объемы информации, которые хранит и перерабатывает наш мозг, во много раз превышают возможности существующих бытовых средств хранения данных. В том же «Шестом дне» своеобразный «скриншот» мозга, где хранилась вся информация о жизни человека вплоть до секунды считывания информации, помещался на чем-то вроде мини-винчестера, и это давало возможность к тому же клонировать людей. «Считал» в мозг «сырого» клона плоский диск – и готов новый человек.
Вот примерно столько серверов с данными для хранения данных с человеческого мозга.
Разумеется, все это касается и транспортировки информации в мозговом чипе (как в «Джонни-Мнемонике» или «Матрице») и внедрению новых знаний: нет еще таких чипов, которые поместят на себя все эти петабайты информации, и при этом будут имплантированы, считаны, загружены в считанные секунды и все такое.
Конечно, все к этому идет: носители уменьшаются, их объемы растут, и даже мини-диски в силу своего большого размера уже не нужны (кстати, вот в выборе носителя, как мы считаем, «Шестой день» явно прогадал)… но до трансплантации информации о жизни человека или транспортировки каких-либо данных в собственном мозгу на каком-то выделенном участке памяти еще далеко. Очень далеко.
Данная возможность, которая на бытовом уровне пригодилась бы для перемещения продуктов из супермаркета домой или мгновенной транспортировки человека из Отрадного на берега Майами, весьма широко использовалась в фантастических фильмах. Особенно, что касается транспортировки людей: такие фильмы как «Муха» (Fly), «Звездные врата» (Star Gate), «Звездный путь» (Star Trek) всласть поэксплуатировали эту идею. И не всегда она кончалась хорошо, если вспомнить метаморфозу ученого в исполнении Джеффа Голдблюма. На сегодняшний день телепортировать нельзя даже телефон, не говоря уже об органических субстанциях.
Причем, естественно, мы имеем в виду транспортировку людей как в пространстве, так и во времени: путешествия во времени являются давнишней мечтой homo sapiens, но на сегодняшний день они тоже возможны только в мечтах и научной фантастике. Здесь мы вспомним советский и любимый всеми детский пятисерийный фильм «Гостья из будущего» (привет Алисе Селезневой в 2082 год), где герои шастали из одного времени и места в другие с завидной регулярностью.
К чему же мы идем
Если окинуть взглядом вышеописанную картину в целом, то можно заключить, что фантасты из мира кинематографа ХХ века по большому счету оказались правы насчет будущего (только летающих машин все еще нет на улицах – кроме нескольких прототипов), а в некоторых случаях их предсказания стали даже опередили самих предсказателей.
Но многие и не могут сбыться: как по техническим, так и по этическим соображениям. Скажем, телепортация похоронит автомобильную и самолетную промышленные области, а тотальное чипирование даст отличный шанс хакерам к тотальному контролю. Хотя, для тоталитарных государств это может быть и выход…