Задача №1. Определение сравнительных преимуществ

Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов.

Страна В может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, используя при этом также одну единицу ресурсов.

1) Обоснуйте специализацию каждой страны на основе закона сравнительного преимущества.

2) Приведет ли специализация каждой страны к увеличению суммарного производства?

3) Определите интересы производителей, потребителей и страны в целом, если в стране В до установления торговых отношений со страной А всего объем потребления угля составлял 120 тыс. тонн (цена одной тонны угля равна 200 единицам денег); после установления торговых отношений объем потребления угля и цена одной тонны угля изменились на 20%. Также на 20% изменился объем производства угля отечественных производителей.

 

Решение:

1) Для определения сравнительных преимуществ по данным о производственных возможностях стран А и В рассчитаем альтернативные издержки каждого из продуктов.

В стране А альтернативная стоимость 1 т угля равна 0,25 т пшеницы:

1У = 0,25П,

альтернативная стоимость 1 т пшеницы равна 4 т угля:

1П = 4У.

В стране В альтернативная стоимость 1 т угля равна 0,4 т пшеницы:

1У = 0,4П,

альтернативная стоимость 1 т пшеницы равна 2,5 т угля:

1П = 2,5У.

Поскольку страна А производит уголь с меньшими альтернативными издержками, чем страна В

0,25П < 0,4П,

то она располагает сравнительными преимуществами в производстве угля, а страна В соответственно имеет сравнительное преимущество в выращивании пшеницы

4У > 2,5У.

Следовательно, страна А будет экспортировать излишки угля и импортировать пшеницу, а страна В – экспортировать пшеницу и импортировать уголь.

Торговля между страной А и страной В будет взаимовыгодной, если пропорции обмена между странами будут отвечать условию:

0,25П < 1У < 0,4П,

то есть пределы относительных цен на товары пшеница и уголь

0,25 < Ру/Рп < 0,4.

Страна А располагает сравнительным преимуществом в производстве угля, у страны В сравнительное преимущество в производстве пшеницы.

Следовательно, в условиях полной специализации страна А производит уголь в объёме 4 т на единицу ресурсов и вообще не занимается выращиванием пшеницы, а страна В выращивает 2 т пшеницы на единицу ресурсов и не занимается добычей угля.

2) Специализация каждой страны приведёт к увеличению суммарного производства.

Так, например, в условиях самообеспечения и неспециализированного производства при производстве страной А 1 т пшеницы уголь не производится совсем. При производстве страной В 1 т пшеницы есть возможность произвести ещё 2,5 т угля.

Значит, до международной торговли они суммарно имеют возможность производить 1 + 1 = 2 т пшеницы и 0 + 2,5 = 2,5 т угля.

Однако специализация каждой страны приведет к увеличению суммарного производства: до 2 тонн пшеницы и 4 т угля.

3) В стране В до установления торговых отношений со страной А всего объем потребления угля составлял 120 тыс. тонн и соответственно равнялся объёму производства; после установления торговых отношений объем потребления угля возрастёт на 20% (поскольку в результате специализации и торговли обе страны имеют большее количество каждого вида продуктов) и составит:

120 000 × 1,2 = 144 000 т,

из которых

96 000 т (120 000 × 0,8) произведут отечественные производители, а

48 000 т импорта поступит из страны А.

Высвободившиеся ресурсы  страна В направит на выращивание пшеницы. 

Цена одной тонны угля снизилась на 20% и составила:

200 × 0,8 = 160 ден. ед.

Интересы потребителей.

До установления торговых отношений между странами потребители в стране В, покупали 120 тыс. т угля по цене 200 за 1 т. Приобретая уголь по этой цене, потребители получали выигрыш (излишек потребителя): для потребителей угля в стране В он был равен области d (рис. а), а для потребителей в стране А ­– области g + h + k (рис. в).

 Мировая торговля

После установления торговых отношений страна В становится импортером угля, и цена на её внутреннем рынке снижается с 200 до 160 за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки угля со 120 до 144 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с – это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли, численно равный:

 Расчёт чистого выигрыша

Обратная картина наблюдается в стране А как стране-экспортере угля. Внутренняя цена в стране А повышается до 160 за 1 т, что приводит к падению спроса на уголь и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в стране А теперь равен только области k, и, значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g + h.

Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене, а в стране-экспортере – проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Интересы производителей.

До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи угля по установившейся на рынке цене (излишек производителя): в стране В он был равен области а + е, а в А – области f + j.

После установления внешнеторговых отношений производители угля страны А становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f + j + g + h + i), а чистый выигрыш от развития торговли – (g + h + i). Что касается производителей угля страны В, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство до 96 тыс. тонн. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, т. е. они несут чистые потери в размере области а.

 Расчёт чистых потерь

Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспортных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

Интересы страны в целом.

Если в стране В как стране-импортере чистый выигрыш потребителей составляет 5 280, а чистые потери производителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют 4 320, то совокупный эффект для страны в целом будет равен:

5 280 – 4 320 = 960 единиц денег

В стране А как стране-экспортере производители имеют чистый выигрыш в размере g + h + i, а потребители, напротив, теряют область g + h. Следовательно, чистый эффект для благосостояния экспортирующей страны составит; (g + h + i) – (g + h) = i.

В целом, мы еще раз видим, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако, если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большего выигрыша производителей по сравнению с потерями потребителей. 

Экспорт Импорт Альтернативная стоимость Альтернативные издержки Сравнительное преимущество Излишек покупателя Внутренний рынок Международная торговля

Смотри ещё

AURA - Платок из натурального шёлка - Чудное мгновение